Привет всем,
Итак, свершилось - у меня, наконец, есть немецкие водительские права. И пусть получила я их только со второй попытки, радости моей нет предела - теперь рядом с этой задачей можно спокойно ставить галочку и идти дальше. Чего и вам желаю! Побольше всем выполненных задач!
Ну а эта статья для тех, кому все еще предстоит получить немецкие права или тех, кто находится в процессе обучения в немецкой автошколе.
Давайте по порядочку, как всегда.
1. Сюрприз, который ожидает тех, у кого уже есть права - в Германии они действительны лишь в течение 6 месяцев с момента въезда в страну по долгосрочной визе. А потом вам необходимо будет их "подтвердить" (немного упрощенный термин, ведь сдавать-то надо все заново).
2. Поэтому в любом случае вам придется сдавать и теоретический, (кстати, можно и на русском языке) и практический экзамен.
3. Обычно немцы сдают на права в 17-18 лет. Особенно это стало популярно с тех пор как разрешили получать права в 17 при условии, что рядом будет находиться кто-то из взрослых. Конечно, до достижения водителем 18 лет. Поэтому не переживайте, если в автошколе на теории вы будете окружены "детьми". Наверняка там будет и пара человек постарше.
4. Что касается теории. Если у вас нет и не было водительских прав, вы обязаны посетить все теоретические часы. Обычно их 14-16, включая технический курс. В зависимости от школы занятия могут проходить один, 2-3 раза в неделю или же вы можете найти себе интенсивный курс. Такие предложения бывают чаще всего во время школьных каникул.
Если права у вас уже есть, например, российские, то вам совершенно необязательно посещать теорию. Только по желанию. Лично я решила послушать все темы. Там я и нашла новых знакомых, и узнала новые немецкие слова, которые, безусловно, пригодятся любому, кто решил переехать в Германию. Да и экзамен после теории вполне можно осилить и на немецком. К тому же, вам не нужно будет доплачивать за нее.
5. Практические часы также обязательны для тех, кто получает права впервые. Всего вам нужно будет "отъездить" 12 обязательных часов.Из них часть - в городе, часть - по автобану, и часть - "ночью" (вечером, конечно). А также часы "общего обучения", количество которых разное для каждого ученика. Час - это традиционно 45 минут.
Опять же, при наличии у вас водительских прав и хорошего опыта вождения практические часы вам никто навязывать не будет. Для вас они необязательны. Но парочку проездить все же рекомендуется, ведь в Германии есть свои особенности.
6. Стоимость обучения в автошколе зависит, конечно, от изначальных данных. Те, у кого права есть и опыт вождения тоже, могут потратить от 700 евро, а то и 500. Те, у кого опыта немного - около 1000. Новички - около 1500-2000 евро. Да, удовольствие это недешевое. Зато все честно! И на всю жизнь.
Первый взнос, тип оплаты (предоплата или счет по истечению обучения), стоимость часа вождения (колеблется примерно от 26 до 40 евро по всей Германии) могут отличаться от школы к школе. Изучите этот вопрос, прежде чем определитесь с выбором автошколы.
7. Какие же документы и действия вам понадобятся и где их подавать?
Куда идти с документами, зависит не только от города, но и от автошколы. Мне с автошколой несказанно повезло - я принесла им свои документы, и они сами все оформили. Мне нужно было сделать только проверку зрения, фото и курс первой медицинской помощи.
Обычно вам нужно съездить в Führerscheinstelle. Это то же место, где вы потом будете забирать свои заслуженные водительские права. В небольших городах оформлением документов могут также заниматься в Bürgeramt. Подтверждением иностранных прав часто занимается Ordnungsamt. Мой совет - погуглите сначала, как вам необходимо действовать именно в вашем городе. Или же вам могут дать информацию, а то и целое последовательное руководство к действию в выбранной вами автошколе.
Вот список ваших действий для получения водительских прав.
Зеленым цветом отмечены пункты, нужные всем, коричневым - пункты, необходимые водителям, подтверждающим свои иностранные права в Германии:
1) Выбираем и записываемся в автошколу. Те, кто подтверждает права, может сразу приобрести книжку для подготовки или список билетов и начинать готовиться, не посещая теорию (если нет желания). Взнос за регистрацию в автошколе отличается в зависимости от автошколы.
2) Посетить курс первой медицинской помощи ("Erste Hilfe" или "Lebensrettende Sofortmaßnahmen"). Где это можно сделать в вашем городе/районе, вам расскажут в автошколе. Курс длится обычно день или два, нередко на нем же предлагают сделать фотографию и пройти Sehtest. Стоимость курса в моем случае была около 40 евро, зато там же мне сделали фото и проверили зрение. Подтверждение курсов, проверки зрения и фото - все несем в автошколу или туда, куда по наводке автошколы вам эти документы необходимо отвезти.
3) Проверить зрение ("Sehtest")
4) Сделать фотографию
5) Перевести свои водительские права у присяжного переводчика. Это несложно, быстро и не должно быть дорого.
6) Вам необходимо обратиться в Straßenverkehrsbehörde или Zulassungsstelle (Ведомство по автотранспорту) и подать там заявление о подтверждении водительских прав. После периода рассмотрения вам дадут разрешение на получение водительских прав в Германии. Как я уже писала выше, нередко за вас это могут сделать в вашей автошколе.
Список подаваемых вами документов
- Ваш загранпаспорт
- Фото (биометрическое 4,5 на 3,5)
- Подтверждение проверки зрения с результатом (нужны ли вам при вождении очки или линзы)
- Подтверждение о курсах первой мед.помощи
- Информация о вашем первом пересечении границы из АБХ или по штампу в загранпаспорте
- Перевод ваших вод.прав
- Пошлина (до 45 евро)
7) После получения разрешения - вы можете добровольно и обычно без какой-либо дополнительной оплаты посещать теоретические занятия. А можете и отказаться от этой затеи и идти зубрить теорию на русском или немецком самостоятельно.
8) Посещение теоретических занятий и последующая сдача теоретического экзамена. В некоторых автошколах можно начинать практические занятия чуть ли не сразу после начала теоретических. Это может существенно ускорить процесс. В других же автошколах требуют первоначальной сдачи теории. Поговорите с персоналом в вашей автошколе о возможных вариантах.
9) Как только вы будете готовы к сдаче теории...вас могут записать на теоретический экзамен в TÜV ("Technischer Überwachungsverein").
Все в большем количестве автошкол необходимо доказать вашу готовность к экзамену. Например, в моей автошколе надо было зарегистрироваться на определенном портале для подготовке к теории (там я и учила билеты). Есть и соответствующие приложения для смартфонов и планшетов. Программа плавно готовит вас к безошибочной сдаче экзамена. После определенного процента правильных ответов вы можете там же сдать пробный экзамен. В моей автошколе для записи на окончательный теоретический экзамен необходимо было предоставить три подряд практически идеально сданных пробных онлайн-экзамена.
Сам экзамен проходит на компьютере или специальном планшете, длится около 20-30 минут. После окончания вы сразу увидите свой результат на экране. Как я уже упоминала, экзамен можно сдать и на русском.
10) Практические занятия для вас не являются обязательными, но обычно все подтверждающие свои права берут пару-тройку часов для понимания ситуации на немецких дорогах и того, как проходит практический экзамен
11) Новички, а также те, у кого права уже были, но поездить толком дома так и не удалось (как мне), могут ездить по полной программе (хотя для подтверждающих это и не обязательно!). Обычно это минимум 20 часов, включающих в себя различные типы вождения (вечер, город, автобан...), общую и обязательную программы. Когда вы будете готовы к экзамену, ваш инструктор обрадует вас этой новостью.
Ездить можно и с автоматической коробкой передач, все больше автошкол имеют такие машины. Однако, с такими правами вы и ездить сможете только "на автомате". Правда, в наше время это больше не проблема.
Инструктора можно смело менять, пробовать разные коробки передач и т.п.
12) Практический экзамен. Длится около 45 минут. Каждая попытка стоит чуть меньше 200 евро. Включает в себя определенные составляющие: 3 задания (парковка, экстремальное торможение, разворот), автобан, город, зона 30, технические вопросы в конце или начале экзамена. Обычно все эти задания тренируются с вашим инструктором по вождению.
Экзамен принимает специальный независимый экзаменатор. Кто это будет, не знает до последнего даже ваш инструктор. Экзаменаторы совершенно неподкупны. Безусловно, они бывают разные. Кто-то строг и справедлив, кто-то - молчун, кто-то - болтает все 45 минут с вашим инструктором, кто-то высокомерен, а некоторые - просто зайчики! Важно понимать, что ваш результат не зависит от того, какой у вас экзаменатор. Будьте спокойны и покажите то, что вы уже и так умеете.
Экзаменатор садится на заднее сидение, дает вам последние напутствия, желает удачи и все...поехали. Вы должны внимательно слушать, что вам говорит экзаменатор и выполнять его команды. Если команд не поступает - едем прямо. Часто экзаменаторы молчат, когда вперед проезд запрещен - надо не пропустить этот момент и спросить, куда ехать дальше. Он проедет с вами обязательную программу, проведет с вами парковку, экстремальное торможение и, возможно, разворот. Даст пару указаний на автобане, будет следить за выполнением вами протокола перестройки и поворота, за движением ваших глаз, вашим чувством скорости, дистанции и за показательями тахометра. В конце или в начале вам зададут 1-2 технических вопроса (включить определенный свет, проверить ручник или уровень масла..и т.п.)
В нашем регионе при несдаче экзамен повторить уже через 2 недели. И потом еще через 2 недели. Без ограничения попыток. Правда, стоимость, указанная мной выше, расстраивает с каждой попыткой все больше. Желаю вам справиться с экзаменом как можно раньше!
13) После успешной сдачи экзамена вы получаете сначала подтверждение, которое вы сразу же можете поменять на заветную карточку с вашим фото. Это можно сделать в Führerscheinstelle.
7 советов для успешной сдачи практического экзамена
Это то, что мне показалось важным помнить помимо общих выученных вами правил.
1. Спокойствие, только спокойствие
а) Никакой паники - для этого можно заняться аутотренингом с самого утра, материализировать желанные права в своих руках и дышать спокойно как до, так и во время экзамена - это не так сложно.
б) Ехать точно так же, как и на уроках по вождению. Ведь разница и правда небольшая - только указания вам будет давать экзаменатор. Никаких указаний - едем прямо или спрашиваем, куда повернуть, если въезд на улицу впереди запрещен.
в) Не ехать чересчур медленно и аккуратно.
2. Смотрим в зеркала! Это очень важно
Это важный пункт, куда и когда смотреть. Инструктор внимательно смотрит на вас с заднего сиденья, видит, выполняете ли вы протокол поворота или смены полосы.
а) Во время экзамена периодически посматривайте в зеркало заднего вида, лучше каждые 10 сек или каждый раз после взгляда на тахометр
б) Не каменеть, свободно переводить взгляд в нужное направление
3. На узких участках - едем медленнее
а) При сомнениях - остановка
б) Не видно толком поворот? Медленно!
в) Много припаркованных машин, сужающих доступную проезжую часть? Медленно!
г) Дистанция - 1 метр от машин, 1,5 метра до пешеходов и велосипедистов
4. Задний ход
а) Всегда медленно
б) Это один из самых опасных маневров
в) Точность и аккуратность прежде всего
5. Поворотник
а) При переходе в полосу встречного движения - всегда! При возврате - в зависимости от требований в вашем регионе.
б) Смена полосы
в) При сомнениях - лучше "мигни"
6. Заглохнуть - не самая большая проблема. Дышим и продолжаем дальше. Смотрим, первая ли включена передача и медленно отпускаем сцепление.
7. Очень важно - это заветный полный Schulterblick, то есть контроль мертвой зоны.
а) Никогда не проводить его параллельно с самим поворотом. Только до. И быстро, иначе ты не увидишь, куда поворачиваешь
Все будет хорошо! У тебя все получится!!
Заветные немецкие водительские права уже не за горами!
Удачи! Ни пуха!
Ваша Фрау З.
я собираюсь со следующего уже наверное года в автошколу, но мне так страшно)) после прочтения требований стало еще страшнее
ОтветитьУдалитьэто все только выглядит страшно ))) все будет хорошо!
Удалитьой, какая вы умница!! спасибо большое за такие подробности!)))))
ОтветитьУдалитьРада помочь! :)
УдалитьМолодец!!! Спасибо за описание, пока без надобности, но интересно!! )) Удачи в движении!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Заходи в гости )
УдалитьМой инструктор говорит то же самое и ещё "расслабиться и глубоко выдохнуть на перекрестке при красном свете". Сколько тебе понадобилось практических часов, если не секрет, для сдачи практического экзамена? И были ли у тебя до этого права?
ОтветитьУдалитьОй Ян, тебе лучше не знать, да я и сама не помню...у меня еще паузы и переезд был. Поэтому очень много. Но я особый случай. При этом у меня уже "как бы" были права )))
УдалитьДень добрый! А как обстоят дела с получением категории А? У меня уже есть права, полученные в начале прошлого года, на мопед будет проще или все сначала, с теорией и тд? Спасибо!
ОтветитьУдалитьПрочитала ещё раз, имея права)) и конечно все прям в точку ты подметила! Я до сих пор вспоминаю с нервным тиком экзамен, но у меня был очень классный инструктор, который на сложных перекрёстках умело заговаривал инструктора!
ОтветитьУдалить