пятница, 21 августа 2015 г.

Как получить права в Германии. Собственный опыт и ценные практические советы.

   Привет всем,



  Итак, свершилось - у меня, наконец, есть немецкие водительские права. И пусть получила я их только со второй попытки, радости моей нет предела - теперь рядом с этой задачей можно спокойно ставить галочку и идти дальше. Чего и вам желаю! Побольше всем выполненных задач!

 Ну а эта статья для тех, кому все еще предстоит получить немецкие права или тех, кто находится в процессе обучения в немецкой автошколе.

 Давайте по порядочку, как всегда.

 1. Сюрприз, который ожидает тех, у кого уже есть права - в Германии они действительны лишь в течение 6 месяцев с момента въезда в страну по долгосрочной визе. А потом вам необходимо будет их "подтвердить" (немного упрощенный термин, ведь сдавать-то надо все заново).

 2. Поэтому в любом случае вам придется сдавать и теоретический, (кстати, можно и на русском языке) и практический экзамен. 

 3. Обычно немцы сдают на права в 17-18 лет. Особенно это стало популярно с тех пор как разрешили получать права в 17 при условии, что рядом будет находиться кто-то из взрослых. Конечно, до достижения водителем 18 лет. Поэтому не переживайте, если  в автошколе на теории вы будете окружены "детьми". Наверняка там будет и пара человек постарше.

 4. Что касается теории. Если у вас нет и не было водительских прав, вы обязаны посетить все теоретические часы. Обычно их 14-16, включая технический курс. В зависимости от школы занятия могут проходить один, 2-3 раза в неделю или же вы можете найти себе интенсивный курс. Такие предложения бывают чаще всего во время школьных каникул. 

 Если права у вас уже есть, например, российские, то вам совершенно необязательно посещать теорию. Только по желанию. Лично я решила послушать все темы. Там я и нашла новых знакомых, и узнала новые немецкие слова, которые, безусловно, пригодятся любому, кто решил переехать в Германию. Да и экзамен после теории вполне можно осилить и на немецком. К тому же, вам не нужно будет доплачивать за нее. 

5. Практические часы также обязательны для тех, кто получает права впервые. Всего вам нужно будет "отъездить" 12 обязательных часов.Из них часть - в городе, часть - по автобану, и часть  - "ночью" (вечером, конечно). А также часы "общего обучения", количество которых разное для каждого ученика. Час - это традиционно 45 минут.

 Опять же, при наличии у вас водительских прав и хорошего опыта вождения практические часы вам никто навязывать не будет. Для вас они необязательны. Но парочку проездить все же рекомендуется, ведь в Германии есть свои особенности. 

6. Стоимость обучения в автошколе зависит, конечно, от изначальных данных. Те, у кого права есть и опыт вождения тоже, могут потратить от 700 евро, а то и 500. Те, у кого опыта немного - около 1000. Новички  - около 1500-2000 евро. Да, удовольствие это недешевое. Зато все честно! И на всю жизнь.

 Первый взнос, тип оплаты (предоплата или счет по истечению обучения), стоимость часа вождения (колеблется примерно от 26 до 40 евро по всей Германии) могут отличаться от школы к школе. Изучите этот вопрос, прежде чем определитесь с выбором автошколы.

7. Какие же документы и действия вам понадобятся и где их подавать?

 Куда идти с документами, зависит не только от города, но и от автошколы. Мне с автошколой несказанно повезло - я принесла им свои документы, и они сами все оформили. Мне нужно было сделать только проверку зрения, фото и курс первой медицинской помощи.

 Обычно вам нужно съездить в Führerscheinstelle. Это то же место, где вы потом будете забирать свои заслуженные водительские права. В небольших городах оформлением документов могут также заниматься в Bürgeramt. Подтверждением иностранных прав часто занимается Ordnungsamt. Мой совет - погуглите сначала, как вам необходимо действовать именно в вашем городе. Или же вам могут дать информацию, а то и целое последовательное руководство к действию в выбранной вами автошколе. 




 Вот список ваших действий для получения водительских прав

 Зеленым цветом отмечены пункты, нужные всем, коричневым - пункты, необходимые водителям, подтверждающим свои иностранные права в Германии:

1) Выбираем и записываемся в автошколу. Те, кто подтверждает права, может сразу приобрести книжку для подготовки или список билетов и начинать готовиться, не посещая теорию (если нет желания). Взнос за регистрацию в автошколе отличается в зависимости от автошколы.  

2) Посетить курс первой медицинской помощи ("Erste Hilfe" или "Lebensrettende Sofortmaßnahmen"). Где это можно сделать в вашем городе/районе, вам расскажут в автошколе. Курс длится обычно день или два, нередко на нем же предлагают сделать фотографию и пройти Sehtest. Стоимость курса в моем случае была около 40 евро, зато там же мне сделали фото и проверили зрение. Подтверждение курсов, проверки зрения и фото - все несем в автошколу или туда, куда по наводке автошколы вам эти документы необходимо отвезти.

3) Проверить зрение ("Sehtest")

4) Сделать фотографию

5) Перевести свои водительские права у присяжного переводчика. Это несложно, быстро и не должно быть дорого. 

6) Вам необходимо обратиться в Straßenverkehrsbehörde или Zulassungsstelle (Ведомство по автотранспорту) и подать там заявление о подтверждении водительских прав. После периода рассмотрения вам дадут разрешение на получение водительских прав в Германии. Как я уже писала выше, нередко за вас это могут сделать в вашей автошколе. 

 Список подаваемых вами документов

- Ваш загранпаспорт
- Фото (биометрическое 4,5 на 3,5)
- Подтверждение проверки зрения с результатом (нужны ли вам при вождении очки или линзы)
- Подтверждение о курсах первой мед.помощи
- Информация о вашем первом пересечении границы из АБХ или по штампу в загранпаспорте
- Перевод ваших вод.прав
- Пошлина (до 45 евро)


7) После получения разрешения - вы можете добровольно и обычно без какой-либо дополнительной оплаты посещать теоретические занятия. А можете и отказаться от этой затеи и идти зубрить теорию на русском или немецком самостоятельно. 


8) Посещение теоретических занятий и последующая сдача теоретического экзамена. В некоторых автошколах можно начинать практические занятия чуть ли не сразу после начала теоретических. Это может существенно ускорить процесс. В других же автошколах требуют первоначальной сдачи теории. Поговорите с персоналом в вашей автошколе о возможных вариантах.

9) Как только вы будете готовы к сдаче теории...вас могут записать на теоретический экзамен в TÜV ("Technischer Überwachungsverein"). 

 Все в большем количестве автошкол необходимо доказать вашу готовность к экзамену. Например, в моей автошколе надо было зарегистрироваться на определенном портале для подготовке к теории (там я и учила билеты). Есть и соответствующие приложения для смартфонов и планшетов. Программа плавно готовит вас к безошибочной сдаче экзамена. После определенного процента правильных ответов вы можете там же сдать пробный экзамен. В моей автошколе для записи на окончательный теоретический экзамен необходимо было предоставить три подряд практически идеально сданных пробных онлайн-экзамена. 

 Сам экзамен проходит на компьютере или специальном планшете, длится около 20-30 минут. После окончания вы сразу увидите свой результат на экране. Как я уже упоминала, экзамен можно сдать и на русском.

10) Практические занятия для вас не являются обязательными, но обычно все подтверждающие свои права берут пару-тройку часов для понимания ситуации на немецких дорогах и того, как проходит практический экзамен

11) Новички, а также те, у кого права уже были, но поездить толком дома так и не удалось (как мне), могут ездить по полной программе (хотя для подтверждающих это и не обязательно!). Обычно это минимум 20 часов, включающих в себя различные типы вождения (вечер, город, автобан...), общую и обязательную программы. Когда вы будете готовы к экзамену, ваш инструктор обрадует вас этой новостью.

 Ездить можно и с автоматической коробкой передач, все больше автошкол имеют такие машины. Однако, с такими правами вы и ездить сможете только  "на автомате". Правда, в наше время это больше не проблема.

 Инструктора можно смело менять, пробовать разные коробки передач и т.п. 

12) Практический экзамен. Длится около 45 минут. Каждая попытка стоит чуть меньше 200 евро. Включает в себя определенные составляющие: 3 задания (парковка, экстремальное торможение, разворот), автобан, город, зона 30, технические вопросы в конце или начале экзамена. Обычно все эти задания тренируются с вашим инструктором по вождению. 

 Экзамен принимает специальный независимый экзаменатор. Кто это будет, не знает до последнего даже ваш инструктор. Экзаменаторы совершенно неподкупны. Безусловно, они бывают разные. Кто-то строг и справедлив, кто-то - молчун, кто-то - болтает все 45 минут с вашим инструктором, кто-то высокомерен, а некоторые - просто зайчики! Важно понимать, что ваш результат не зависит от того, какой у вас экзаменатор. Будьте спокойны и покажите то, что вы уже и так умеете.

 Экзаменатор садится на заднее сидение, дает вам последние напутствия, желает удачи и все...поехали. Вы должны внимательно слушать, что вам говорит экзаменатор и выполнять его команды. Если команд не поступает - едем прямо. Часто экзаменаторы молчат, когда вперед проезд запрещен - надо не пропустить этот момент и спросить, куда ехать дальше. Он проедет с вами обязательную программу, проведет с вами парковку, экстремальное торможение и, возможно, разворот. Даст пару указаний на автобане, будет следить за выполнением вами протокола перестройки и поворота, за движением ваших глаз, вашим чувством скорости, дистанции и за показательями тахометра. В конце или в начале вам зададут 1-2 технических вопроса (включить определенный свет, проверить ручник или уровень масла..и т.п.)

 В нашем регионе при несдаче экзамен повторить уже через 2 недели. И потом еще через 2 недели. Без ограничения попыток. Правда, стоимость, указанная мной выше, расстраивает с каждой попыткой все больше. Желаю вам справиться с экзаменом как можно раньше!

13) После успешной сдачи экзамена вы получаете сначала подтверждение, которое вы сразу же можете поменять на заветную карточку с вашим фото. Это можно сделать в Führerscheinstelle.


  7 советов для успешной сдачи практического экзамена 



(записанные практически под диктовку моего расчудесного инструктора)

Это то, что мне показалось важным помнить помимо общих выученных вами правил. 

1. Спокойствие, только спокойствие 

а) Никакой паники - для этого можно заняться аутотренингом с самого утра, материализировать желанные права в своих руках и дышать спокойно как до, так и во время экзамена - это не так сложно.

б) Ехать точно так же, как и на уроках по вождению. Ведь разница и правда небольшая - только указания вам будет давать экзаменатор. Никаких указаний - едем прямо или спрашиваем, куда повернуть, если въезд на улицу впереди запрещен.

в) Не ехать чересчур медленно и аккуратно. 

2. Смотрим в зеркала! Это очень важно

Это важный пункт, куда и когда смотреть. Инструктор внимательно смотрит на вас с заднего сиденья, видит, выполняете ли вы протокол поворота или смены полосы.

а) Во время экзамена периодически посматривайте в зеркало заднего вида, лучше каждые 10 сек или каждый раз после взгляда на тахометр

б) Не каменеть, свободно переводить взгляд в нужное направление

3. На узких участках - едем медленнее

а) При сомнениях - остановка

б) Не видно толком поворот? Медленно!

в) Много припаркованных машин, сужающих доступную проезжую часть? Медленно!

г) Дистанция - 1 метр от машин, 1,5 метра до пешеходов и велосипедистов

4. Задний ход

а) Всегда медленно

б) Это один из самых опасных маневров

в) Точность и аккуратность прежде всего

5. Поворотник

а) При переходе в полосу встречного движения - всегда! При возврате - в зависимости от требований в вашем регионе.

б) Смена полосы

в) При сомнениях - лучше "мигни"

6. Заглохнуть - не самая большая проблема. Дышим и продолжаем дальше. Смотрим, первая ли включена передача и медленно отпускаем сцепление.

7. Очень важно  - это заветный полный Schulterblick, то есть контроль мертвой зоны.

а) Никогда не проводить его параллельно с самим поворотом. Только до. И быстро, иначе ты не увидишь, куда поворачиваешь



Все будет хорошо! У тебя все получится!! 

Заветные немецкие водительские права уже не за горами!

Удачи! Ни пуха!


Ваша Фрау З.




10 комментариев:

  1. я собираюсь со следующего уже наверное года в автошколу, но мне так страшно)) после прочтения требований стало еще страшнее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это все только выглядит страшно ))) все будет хорошо!

      Удалить
  2. ой, какая вы умница!! спасибо большое за такие подробности!)))))

    ОтветитьУдалить
  3. Молодец!!! Спасибо за описание, пока без надобности, но интересно!! )) Удачи в движении!

    ОтветитьУдалить
  4. Мой инструктор говорит то же самое и ещё "расслабиться и глубоко выдохнуть на перекрестке при красном свете". Сколько тебе понадобилось практических часов, если не секрет, для сдачи практического экзамена? И были ли у тебя до этого права?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой Ян, тебе лучше не знать, да я и сама не помню...у меня еще паузы и переезд был. Поэтому очень много. Но я особый случай. При этом у меня уже "как бы" были права )))

      Удалить
  5. День добрый! А как обстоят дела с получением категории А? У меня уже есть права, полученные в начале прошлого года, на мопед будет проще или все сначала, с теорией и тд? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Прочитала ещё раз, имея права)) и конечно все прям в точку ты подметила! Я до сих пор вспоминаю с нервным тиком экзамен, но у меня был очень классный инструктор, который на сложных перекрёстках умело заговаривал инструктора!

    ОтветитьУдалить

Добро пожаловать в мой маленький немецкий блог!

 Если посчитать, сколько раз я начинала свой блог, а потом бросала, то рождались сомнения, выдержу ли я в этот раз. Но я выдержала и втян...